Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Допустим, вам нужно сдать экзамен. На письменной части от вас требуется написать лаконичное эссе за ограниченный промежуток времени, на устной – выстроить свой ответ в четкую логическую цепочку. Казалось бы, у вас есть идеи и богатый словарный запас. Но как это все правильно подать? Чтобы этот вопрос не застал вас врасплох, мы предлагаем воспользоваться методом четырех квадратов, который поможет вам разложить свои мысли по полочкам.
Как использовать метод четырех квадратов
Метод представляет собой наглядную карту вашего сочинения или устного выступления. Можете руководствоваться этой схемой:
Возьмем какую-то тему (a topic). Например, вождение автомобиля (driving a car). У вас может быть одна или несколько мыслей на эту тему. Одна мысль – это один большой квадрат, состоящий из пяти маленьких.
- Пишем посередине страницы предложение с основной мыслью (topic sentence). Оно должно быть в центре вашего внимания, чтобы вы не уходили в сторону от главной идеи.
Наша ключевая мысль: вождение автомобиля – это удобно (driving a car is convenient).
- Вокруг ключевого предложения рисуем четыре квадрата. В данном случае они располагаются z-образно: opening supportive sentence – supportive sentence – supportive sentence – summary sentence. Но вы можете использовать то расположение, которое будет удобно именно вам.
- Согласно плану заполняем квадраты:
Первый квадрат (opening supportive sentence) – введение. Напишите причину, которая отображает важность вашей ключевой идеи. Или используйте наглядный пример. Если время ограничено, избегайте целых предложений и пишите ключевые слова или короткие фразы.
My dad gave me a car as a present when I turned 18. Since then I can’t imagine my life without driving. – Отец подарил мне машину на совершеннолетие. С тех пор я не представляю свою жизнь без вождения.
Используйте следующие вводные конструкции в своих выступлениях или сочинениях:
- I’d like to tell you a few words about… – Я хотел бы сказать несколько слов о…
- There are many reasons for… – Существует много причин для…
- It wouldn’t be possible to imagine the world without… – Невозможно представить мир без…
Во втором и третьем квадрате (supportive sentence) нужно подкрепить основную мысль с помощью убедительных аргументов. Можете дать факты, логические обоснования и примеры. Вы также вправе добавить больше supportive sentences или разбить их на составные части и образовать свои квадраты внутри каждого. Все зависит от сложности темы и подробности ее изложения.
Supportive sentence 1:
Driving is timesaving. – Можно сэкономить много времени, если ты водишь машину.
Supportive sentence 2:
Driving is much more comfortable than commuting by public transportation. – В машине намного удобнее, чем в общественном транспорте.
Вводные конструкции:
- firstly – во-первых;
- basically – в основном, по существу;
- to start with – сперва, для начала;
- secondly – во-вторых;
- moreover – кроме того, более того;
- in addition – в дополнение, к тому же.
Четвертый квадрат (summary sentence) – это вывод, в котором вы переформулируете ключевую идею, сохраняя основную мысль.
A car is such a lifesafer for people. – Машина – палочка-выручалочка для людей.
Вводные конструкции для заключительной части:
- to sum it up – подводя итог;
- in conclusion – в заключение;
- after all – в конце концов, в конечном итоге.
Однако у вас может быть не одна мысль на тему вождения. Вы можете также рассматривать контраргументы, например:
Driving can be dangerous. – Вождение машины может быть опасным.
Driving is expensive. – Водить машину дорого.
Под каждую из этих мыслей рисуйте отдельный большой квадрат. Так вы сможете структурировать все свои идеи на заданную тему.
Рекомендации
Чтобы данный метод был удобен и эффективен, рекомендуем следовать советам:
- Не распыляйтесь. Заполняя квадраты, помните о ключевой мысли. Избегайте упоминания смежных тем.
- Не торопитесь. Приводите достаточное количество примеров, тщательно аргументируйте свои тезисы, но не перескакивайте с квадрата на квадрат, не завершив предыдущий этап.
- Используйте слова-связки. Они придают речи связность и логичность.
- Внесите немного личного, если это возможно. Приведите соответствующий пример из жизни или шутку. Это разрядит обстановку, выразит ваше доверие к аудитории и превратит речь в хорошую связную историю.
Посмотрите видео о методе четырех квадратов, чтобы закрепить прочитанное.
Надеемся, что данный метод станет для вас эффективным инструментом в подготовке письменных и устных заданий. Удачи!
А еще мы публикуем много интересных статей в блоге нашей школы. Вот некоторые из них: