Ученые с древности пытались обнаружить закономерности функционирования психики человека. Так, древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность и здоровье зависят от четырёх основных соков организма: крови (sanguis), лимфы (phlegma), желчи (chole) и чёрной желчи (melanos chole). В дальнейшем его классификация легла в основу современного представления о темпераменте.
В психологии под темпераментом (лат. смесь, соразмеренность) понимают совокупность индивидуальных свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности. Важным свойством темперамента является его относительная устойчивость на протяжении жизни человека.
Другими словами, это унаследованные свойства нервной системы, оказывающие влияние на быстроту усвоения знаний и формирования навыков. Именно эти свойства определяют общую психологическую активность, темп и ритм деятельности, эмоциональность, а также оказывают влияние на память, внимание, восприятие. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они спокойны, уравновешены, иногда медлительны, их движения скупы и целесообразны. Другие же, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумны и оживлены.
Таким образом, темперамент определяет не то, что человек делает, а то, как он это делает.
Установлено, что подобные свойства психики оказывают существенное влияние на процесс изучения иностранного языка. В зависимости от скорости восприятия, сосредоточения внимания, психического темпа студенты совершенно по-разному осваивают новый язык.
Также изучение языка, несомненно, зависит и от других условий (например, от мотивов). Если человек заинтересован в результате, то независимо от особенностей своего темперамента, он выполнит задание энергичнее и быстрее. Однако нас в этой статье в первую очередь интересуют свойства темперамента, которые проявляются одинаково в разных видах деятельности и при самых различных целях.
Итак, существует четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Остановимся вкратце на каждом из них, а также на их влиянии на изучение иностранного языка.
Холерик
Является обладателем непростого темперамента. Неуравновешенный, иногда вспыльчивый, бывает сложным собеседником. Сам иногда страдает от своей раздражительности и вспыльчивости, но ничего с ними поделать не может и теряет контроль при эмоциональных обстоятельствах. Однако, при наличии интереса проявляет завидную инициативность, энергичность и принципиальность.
Языки зачастую даются холерику легко, “с налету”. Будучи по натуре экстравертом, он стремится к новым контактам, к общению с людьми и с легкостью вступает в беседу, не испытывая робости перед языковым барьером. Хорошая вербальная память и быстрота реакции также позволяют холерику легче осваивать язык. Факторами, затрудняющими изучение, могут быть отсутствие усидчивости и эмоциональные перепады.
Сангвиник
Обычно быстро приспосабливается к новым условиям, деятелен и продуктивен в работе, вызывающей живой интерес. Легко вступает в контакт с новыми людьми, непоседлив и нуждается в новых впечатлениях. Часто испытывает затруднения при выполнении длительных и монотонных операций. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее длительного и методичного напряжения, устойчивости внимания, терпения. Будучи в вечном поиске, он не достигает намеченной цели не потому, что испытывает дефицит силы воли, а просто от регулярной смены целей.
Так же, как и холерик, сангвиник не испытывает затруднений с иностранными языками. Его общительность и обаятельность способствует развитию речевых навыков и восприятию иноязычной речи. Высокий темп усвоения знаний также помогает сангвинику справляться с заданиями. К факторам, препятствующим изучению языка, можно отнести некоторую поверхностность и непостоянство, а также постоянное переключение внимания на другую сферу (отвлекаемость).
Флегматик
Медлительный, спокойный в действиях, мимике и речи, флегматик может долго и упорно трудиться, не меняя вида деятельности и терпеливо перенося все трудности. Настойчивый и упорный, он не любит пустой болтовни и редко выходит из себя, рассчитывает свои силы и доводит дело до конца.
Будучи интровертом, флегматик имеет низкий уровень продуктивности вербальной (речевой) памяти и может испытывать затруднение с разговорной речью. Ему требуется время для того, чтобы привыкнуть к собеседнику и установить контакт. Зато, в отличие от холерика и сангвиника, он более способен к методичной деятельности, требующей выдержки и постоянства, и не утомляется от нее.
Меланхолик
Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, а также некоторая застенчивость, робость, нерешительность. Меланхолик эмоционально раним, чаще других испытывает тревогу, страх, нередко переоценивая характер угрозы, такие люди легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию (“опускаются руки”).
При изучении иностранного языка меланхолик может столкнуться с тем, что его повышенная тревожность препятствует вступлению в вербальный контакт. В результате успешность усвоения речи может быть более низкой по сравнению с другими типами темперамента. Однако, если дать меланхолику возможность раскрыться, он проявит себя как глубокий и вдумчивый собеседник, способный к содержательному диалогу. Также к его достоинствам можно отнести способность изучать язык индивидуально, поскольку у него, в отличие от холериков и сангвиников, нет потребности постоянно находиться в коллективе.
Необходимо отметить, что в чистом виде отдельные типы темперамента практически не встречаются, и речь идет о преобладании и сочетании свойств определенных типов, которые и определяют поведение человека.
Освоение иностранного языка требует систематической и усердной работы. Немаловажно, чтобы ученик знал, ради чего он затрачивает время и энергию – т. е. имел мотивацию и четко поставленную конкретную цель. Однако, кроме этого, для продуктивности занятий необходимо учитывать особенности темперамента человека. Важно помнить, что не существует хороших и плохих темпераментов. У каждого студента есть слабые и сильные стороны, которые необходимо учитывать в процессе занятий языком. Поэтому усилия преподавателя должны быть направлены на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента конкретного ученика, совмещенное с нейтрализацией отрицательных проявлений.
К сожалению, о разнице темпераментов часто забывают, и это приводит к бесконечному сравнению с другими, с попыткой перенять чей-нибудь стиль или подстроиться под стереотип. А между тем, именно в этих индивидуальных особенностях человека и содержатся основы будущего успешного развития.
Приложение: Иллюстрация известного художника-карикатуриста Х. Бидструпа реакции четырех людей на одно и то же происшествие: некто нечаянно сел на шляпу отдыхающего на скамейке человека. В результате: холерик пришел в ярость, флегматик невозмутимо надел шляпу на голову, меланхолик страшно огорчился, а сангвиник рассмеялся.