Метод TPR

TPR (Total Physical Response), или метод полного физического реагирования был разработан американским психологом Дж. Ашером. Он стал популярным в 1970-х годах. Ученый решил помочь изучающим второй язык, как иностранный, сделать это как можно более эффективно и безболезненно. В основе лежит теория о двух полушариях мозга, где левая часть отвечает за логику и сознание, а правое — за интуицию и подсознание. Изучая язык по традиционным методикам, мы закладываем полученные знания в левое полушарие (механическое запоминание, повторение). Если же мы используем метод TPR, новые знания остаются в правом полушарии и, как результат, остаются с нами навсегда.

Изучение по данному методу сравнивается с освоением нами родного языка в детстве и называется принципом естественной последовательности освоения языка. Изначально ребенок «наслушивается» язык, его не заставляют говорить, затем он начинает понимать, что от него хотят, какие слова ассоциируются с какими предметами, он получает легкие команды от родителей. И только когда он внутренне готов, он начинает сам говорить. То есть для того чтобы говорить нужно очень много слушать изначально. Далее ребенка учат читать, а затем писать буквы, слова. И только в школе начинается грамматика языка. Все этапы освоения родного языка выдержанны в методе TPR. Лишь с той поправкой, что грамматику они не изучают.

Что же отсутствует в методе TPR по сравнению с традиционными методами?

Почему в этом методе не нужен перевод? – Так как каждое слово включено в сеть, которая связывает его с другими словами, легче учить слово в контексте и сразу знать его конкретное употребление. Перевод слова этой функции не выполняет.

Почему в данном методе не изучают правила? – Изучение правил ведет к освоению языка через левое полушарие, что противоречит данному методу. Ученик со временем начинает «чувствовать язык» и сказать неправильно что-либо для него будет неестественным (по аналогии с родным языком, мы ведь не всегда знаем правило, но говорим верно).

Предлагаю вам посмотреть фрагменты урока по методу TPR на примере испанского языка:

По мнению профессора, данный метод является эффективным, так как взрослые, осваивая второй язык, будут прогрессировать как дети, осваивая родной, поскольку они имеют возможность 1) слушать язык, 2) находятся в безопасной среде, 3) где их никто не принуждает говорить.

Какова же схема обучения и план уроков, построенных на данном методе?

Занятия могут проводиться как в группах, так и индивидуально. Но лучше, чтобы это была группа. На первых занятиях преподаватель вводит определенное количество команд, начиная с глаголов, а потом подключая существительные. Изначально используются только те предметы, которые окружают студентов в классе.

Схема ввода нового слова производится исключительно через команду:

  • Преподаватель говорит команду и выполняет действие вместе со студентами (несколько раз).
  • Далее преподаватель озвучивает команду, и студенты уже самостоятельно делают действия (не произнося команду вслух) (несколько раз).
  • Преподаватель обращается индивидуально к каждому студенту, предлагая выполнить определенную команду.

Таких сетов, состоящих из команд, может быть довольно много в течение одного урока. В конце урока идет глобальное повторение.

После того, как все предметы в классе освоены, начинается использование картинок, абстрактных понятий (через ролевые игры), далее изучают целые истории, базируя лексику на временах. Только после примерно 20 часов занятий студенты начинают произносить вслух слова, давать команды друг другу. Еще через время они начинают читать тексты, затем учатся писать.

Бесспорно, метод TPR довольно интересный, необычный и достаточно эффективный на ранних этапах изучения иностранного языка. Но, как и у каждого метода, у него есть свои достоинства и недостатки.

Из достоинств можно назвать то, что через команды действительно легче учить слова, и они запоминаются. Сам урок проходит интересно и весело.

Из недостатков: данный метод не дает инструмент для самостоятельного развития. Изучая язык традиционно, мы учимся накладывать язык на сетку правил, и далее сами можем разобраться с грамматикой, используя теорию и упражнения и, как ни крути, достаточно хорошо запоминаем новый материал. И, конечно же, есть люди-логики, которым изучать язык традиционно намного легче. На мой взгляд, метод TPR не спасет от ошибок. Не зная правил и не пребывая в англоязычной среде постоянно, человек не может получить то самое «чувство языка». А узнать, как же сказать правильно, где и что нужно согласовать в предложении, не используя никаких теоретических источников. Также многих студентов пугает отсутствие учебников и домашних заданий.

Подводя итог, могу сказать, что метод TPR, безусловно, достоин внимания. Выбрав его, вам будет интересно изучать язык. Но если же вам необходимо выучить язык серьезно и в темпе, традиционные методы станут вашими лучшими помощниками. :-)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор
Юлия
Еще до окончания университета Юлия поняла, как важно знать английский язык в современном мире. Путешествуя по Европе, она чувствовала себя свободно именно благодаря знанию английского. Это позволило ей приобрести иностранных друзей и постоянно практиковать и улучшать свои знания. Юлия осознанно выбрала профессию преподавателя английского языка, так как работа со студентами и передача своих знаний – это то, что делает ее по-настоящему счастливой.
Темы
Подпишитесь на полезную рассылку об английском

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: