The Memory Palace Technique, или Чем подлатать дырявую память?

«Память у меня превосходная, но короткая.»

Неизвестный автор

Из всех риторических вопросов, которые мы часто себе задаем, самый распространенный: «Ну как же я мог / могла забыть?». В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с огромным количеством информации как полезной, так и абсолютно нам неинтересной, и когда дело доходит до запоминания тех или иных событий, фактов или просто слов при изучении иностранного языка, наша «операционная система» может дать сбой. Как гласит аксиома Лео Бейзера: «Закладывая что-то в память ЭВМ, помните, куда вы это положили». Научиться справляться с подобной проблемой, а именно со стиранием тех или иных понятий из нашей памяти, нам поможет The Memory Palace Technique (Техника «Дворца Памяти»). Данной техникой очень просто овладеть, она не требует особых способностей. Разработали её древние греки и использовали для запоминания своих публичных выступлений, так что полезна она будет как для будущих ораторов, так и для тех, кто просто не может запомнить содержание элементарного списка необходимых покупок.

Итак, давайте разберемся, как же это работает?

Всё, что нам понадобится при использовании данной техники, это:

  • Хорошо знакомое место (familiar place).
  • Богатое воображение (vivid imagination).

Шаг 1. Вам необходимо выбрать так называемый memory palace («дворец памяти»), то есть, то место, которое вы мысленно (in your mind’s eye) сможете описать в подробностях (picture vividly), как например, ваш дом, квартира или место работы. Желательно, чтобы в выбранном вами «дворце» было как можно больше комнат.

Шаг 2. Создайте определенный маршрут (chart a specific route) передвижения по каждому из уголков (through every nook and cranny) выбранного вами «дворца». Мысленно представьте, как вы несколько раз проходите по каждой из комнат в определенном порядке. Всегда строго следуйте одному и тому же намеченному маршруту.

Шаг 3. Проходите по каждой из комнат в одном и том же направлении, например, слева направо. Запоминайте все предметы (features), которые находятся в данной комнате и встречаются у вас на пути, например, письменный стол, светильник, корзина для мусора, шкаф или картина. Представьте каждый из этих предметов в качестве «ячейки» для запоминания (as a “memory slot”).

Шаг 4. Найдите ассоциацию (associate) для факта или понятия, которое вы хотите запомнить, с одним из предметов в каждой комнате «дворца памяти». Расположите (locate) их на своем маршруте в том порядке, в котором вы желаете их запомнить. Чем абсурднее, смешнее и даже глупее будут ваши ассоциации, тем лучше будут они запоминаться – это факт! Преувеличение (exaggerate images) также поспособствует (aid in) процессу вспоминания (recall process). Например (for instance), если вам необходимо купить яблоки, представьте, что одно из ваших домашних растений просто увешано килограммами крупных отборных яблок.

Шаг 5. Начните ваш маршрут с самого начала и посетите каждую комнату, отмечая каждый предмет в ней по очереди, чтобы легко и быстро вспомнить всю ту информацию (to readily recall the information), которую вам необходимо было запечатлеть в своей памяти. И совсем скоро люди станут замечать и подчеркивать, что у вас превосходная память.

Каковы же преимущества данной техники запоминания, а главное, хранения информации в нашей памяти?

  1. Прежде всего, вам больше не нужно ничего записывать. С помощью the Memory Palace Technique вы можете не составлять список необходимых покупок перед походом в магазин. Большинство из нас, думаю, согласятся со мной, что, даже если мы взяли с собой в магазин этот спасительный список, а не оставили его беспечно лежать там, где мы его составляли (что также случается довольно часто!), нам постоянно приходится в него заглядывать, ведь как только мы убираем его в карман или сумку, то сразу же забываем его содержание.
  2. Мы можем мысленно планировать, а главное, запоминать, что нам необходимо сделать сегодня, завтра, на следующей неделе и т. д., даже находясь на беговой дорожке в спортзале.
  3. Если вы готовите публичное выступление или презентацию, то и здесь данная система будет незаменима, так как вы сможете с легкостью запомнить все ключевые моменты своей речи и даже воспроизвести их в произвольном порядке. Собственно с этой целью древние греки и создали данную технику.
  4. Для того чтобы запомнить новые иностранные слова, необязательно (а точнее, неэффективно) их монотонно зубрить, используйте ассоциации. Ваше воображение поможет иностранному слову самому подсказать вам ключевой образ, который затем вы разместите в месте, логически соответствующем значению слова на вашем родном языке. А затем для связки ключевого слова и места, представьте себе какую-нибудь яркую картинку. Например, запоминая слово dresser (комод, шкаф), представьте, что шкаф стоит в вашей спальне, где вы одеваетесь (get dresseddresser). Или представьте тот же комод, набитый прекрасными dresses – платьями, по аналогии dressdresser.
  5. Наконец, вам не составит труда запомнить любой список тех или иных понятий (например, при подготовке к экзаменам), а затем даже через продолжительный период времени без труда вспомнить его в полном составе.

The Memory Palace Technique также известна под такими названиями, как The Loci System (/ˈloʊˌsaɪ/ множ. число от лат. “locus” – место) или the Method of Loci (Метод Локи). По сути это одно и то же, единственное отличие состоит в том, что здесь нам не нужен «дворец», вместо него используется определенный маршрут передвижения, например, посещение достопримечательностей или каких-либо других интересных, а главное хорошо знакомых вам мест. А во всём остальном всё также: следуя по маршруту, нам необходимо найти ассоциации между местом и той информацией, фактом, понятием, которое мы хотели бы запомнить.

От теории к практике. Итак, как же используется данная техника в реальной жизни, и каких результатов она помогает достигнуть? Об этом нам поведует Энди Бэлл, который стал победителем мирового чемпионата по запоминанию в 2002 году.

How to train your memory

  • Neural /ˈnjʊərəl/ pathway – нейронный проводящий путь.
  • A route /ˈru:t, ˈraʊt/ — маршрут, курс, путь.
  • Brain cells – клетки мозга.
  • To retrieve /rɪˈtri:v/ facts – извлекать факты из памяти, вспоминать.
  • To trigger /ˈtrɪgɚ/ (the same pathway) – вызывать; запускать; провоцировать.
  • To recall the exact position – вспомнить точное расположение / номер.
  • A deck (of cards) – колода карт.
  • To shuffle (cards) – тасовать карты.
  • Literally – буквально, точно.
  • In rapid succession /ˈræpəd səkˈsɛʃən/ – в быстрой последовательности.
  • To be up – закончиться.
  • Referee /ˌrɛfəˈri:/ — судья.
  • At random – наугад, вслепую.
  • Six of spades – шестерка пик.
  • Queen of hearts – дама червей.
  • Ten of diamonds – десятка бубен.
  • King of diamonds – бубновый король.
  • The ace of hearts – туз червей.
  • Jack of clubs – трефовый валет.
  • No matter – неважно, не имеет значения.
  • To father – создавать, придумывать; изобретать.
  • Memory technique – техника запоминания.
  • Landmark – достопримечательность, ориентир; заметный объект на местности.
  • To establish (a route) – создавать; организовывать.
  • A saw /ˈsɑ:/ – пила.
  • Cast of characters – действующие персонажи.
  • Conventionally /kənˈvɛnʃənl̟i/ – условно; традиционно, обычно.
  • Location – участок, местоположение, определение места.
  • Advantage – преимущество.
  • Astonishing /əˈstɑ:nɪʃɪŋ/ fits of memory – удивительные свойства / проявления памяти.

“It’s one thing to fill your brain with facts, it’s quite another thing though to remember them. So how do we do it? Well, memorizing something is rather like what happens when we set up a line of dominoes. When we commit a fact of memory we create a neural pathway to it – a route of connecting brain cells to whatever that memory’s stored in our brain and to retrieve those facts all we have to do is to trigger the same pathway back to them. It sounds easy, and for some people at least it really is. This is Andi Bell. In 2002 he was crowned World Memory Champion. But just how good is he? Today we’ve set him a test: he is going to try to recall the exact position of every single card in ten whole decks. That’s 520 cards that have been shuffled by us. And he’s only got 20 minutes to look at them. Andi has developed a special technique which allows him to remember literally thousands of items in rapid succession. The twenty minutes are up. Can Andi remember the position of the cards our referee selects at random?

—          So deck #1 the very first card you saw?

—          First card was the six of spades.

—          The same deck card #23?

—          The twenty third card was the queen of hearts.

—          Deck 2, card #27?

—          Ten of diamonds.

No matter how many cards we fathered him: “That was the king of diamonds”, – Andi remembered them perfectly: “48th card was the ace of hearts”. In fact, Andi is able to recall all 520 cards: “Jack of clubs”, – every one correct and in a right order: “Queen of spades”. So, what’s his secret?

Before he even sits down with a deck of cards Andi uses his memory technique. He takes a walk round London visiting a series of landmarks in a particular order. Number 1 might be the Houses of Parliament and number 2 – Westminster Bridge. He walks the route several times to establish it in his mind. But that’s just the first stage, the second is putting his imagination to work.

—          When I memorize a deck of cards I turn each card into a picture and this is a colorful animal or object that I’ve learned to associate with that particular card.

The jack of clubs becomes a little bear, the nine of diamonds – a saw, and the two of spades – a pineapple. Then Andi puts the two stages together – in his mind he imagines walking around London on his route and when he passes the Houses of Parliament he imagines the little bear with the saw and pineapple. Andi creates a journey in his mind with this cast of characters.

—          As a child I had conventionally good memory. But once you learn a technique, like the location method I use, it takes everything beyond what you could possibly do naturally.

Scientists have discovered that our mind is better at remembering a route between the locations then it is at remembering unconnected facts and figures.

—          I think I have the same mental equipment as everybody else. So, it’s something anybody can do.

When we use simple stories to memorize facts we’re creating several pathways to where those memories are formed in the brain. It’s as if instead of lining up one set of dominoes we are setting up several. The reason we often have difficulties at retrieving our memory is because one neural pathway can easily get broken. But by having several different pathways to our memory it means that if one doesn’t manage to reach it, another one will. That’s the advantage of the story technique. It creates lots of neural pathways in our brain and all our brains can work in this way which is why everyone can use this method. By using a story to memorize facts we all have the potential to perform astonishing fits of memory.”

Как мы узнали, The Memory Palace Technique поможет нам запомнить любую информацию (факты, понятия, иностранные слова), а при особом усердии, даже сделать из нас чемпиона по запоминанию. Данная техника не является сложной и не требует особых способностей, каждый из нас сможет найти ей применение и затем пожинать плоды удивительных проявлений человеческой памяти. А в заключение данной статьи, я выбрала несколько английских Memory Idioms, которые являются эквивалентами выражений, часто используемых нами в повседневной жизни:

  • Haven’t a clue – не иметь никакого представления (о чём-либо).

    I haven’t a clue what the capital of Ukraine is. Can you help me?

  • Slip one’s mind – вылететь из головы; забыть что-либо.

    I was going to call you but I’m afraid it completely slipped my mind.

  • You “can’t make head nor tail” of smth – не можете что-то понять.

    I’m trying to assemble this IKEA table and I can’t make head nor tail of the instructions.

  • Lose one’s train of thoughts – потерять ход мысли; забыть, о чём только что говорили.

    “Sorry, I’ve lost my train of thoughts. What was I saying?”

  • On the tip of one’s tongue – на языке вертится.

    What’s that man’s name again? It’s on the tip of my tongue.

  • Beats me! – Ума не приложу! Без понятия!

    It beats me why this coffee machine won’t work. Everything appears OK with it.

  • Rack one’s brain – голову ломать.

    I’ve been racking my brain trying to remember the name of that film we saw last week.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор
Юлия
Юлия – преподаватель и переводчик английского и немецкого языков. Преподавать английский она начала еще во время учебы в университете. У Юлии есть опыт преподавания в международной языковой компании, на курсах английского языка и частным образом. Кроме того, ее квалификация подтверждена международными сертификатами ТКТ, CAE и CPE. Сейчас Юлия дает уроки по Skype в онлайн-школе «Инглекс».
Подпишитесь на полезную рассылку об английском

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: