Представьте, что английский язык — это мост между странами и культурами по всему миру. Чтобы оставаться частью мира, важно уметь свободно перемещаться по этому образному мосту. Однако необходимо приложить много усилий, чтобы научиться грамотно разговаривать на английском и преодолеть языковой барьер, страх ошибок и другие сложности. В статье расскажем, как оставить все эти препятствия позади.
Окружить себя английским — ключ успеху?
Нет. Чтобы научиться говорить на английском, мало оказаться в англоязычной стране или каждый день слушать речь носителей. Языковая среда поможет активизировать уже имеющиеся знания, но без повседневного общения прокачать навыки не удастся. Поэтому каким бы банальным ни казалось правило «Чтобы научиться говорить на английском, нужно говорить», советуем к нему прислушаться.
Что мешает говорить по-английски
Есть несколько основных проблем, рассмотрим каждую из них подробнее.
Проблема №1. Языковой барьер
Представим изучение английского языка в виде айсберга. Видимая над водой часть — умение читать, писать, говорить, слушать и понимать. Чтобы овладеть этими навыками, студенты обращаются в школу или к преподавателям. Недостаточное знание структуры языка, небольшой словарный запас, проблемы с пониманием английской речи на слух — это лингвистический барьер.
Скрытая от глаз часть айсберга — то, с чем редко целенаправленно работают на уроках английского: лень, страхи, завышенные ожидания, отсутствие четкой цели, непонимание своих слабых и сильных сторон, отрицательный опыт и многое другое. Это коммуникативный барьер. Когда студенты говорят: «Понимаю, но ничего не могу сказать», — это отголоски именно коммуникативного барьера. Такие ученики хорошо знакомы с грамматикой, знают много слов, слушают подкасты на английском, но если их на улице остановит иностранец и спонтанно спросит: «Excuse me, how can I get to the nearest bus stop?», — они тут же впадут в ступор и скорее всего скажут: «Sorry. I don’t speak English».
Многие начинающие боятся совершить ошибку, выглядеть глупо или неправильно понять собеседника. Этот страх бывает настолько сильным, что полностью блокирует способность человека бегло общаться на иностранном языке, даже если тот хорошо знает грамматику и имеет большой словарный запас. Поэтому преодоление коммуникативного барьера требует знания языка и уверенности в собственных силах.
Проблема №2. Недостаточный уровень знаний
Поговорим о лингвистическом барьере подробнее. Многие изучают английский через социальные сети и YouTube. Несмотря на обширную базу материалов, знания, которые можно там получить, будут поверхностными по ряду причин:
- бессистемный подход к обучению;
- отсутствие контроля и обратной связи от опытного преподавателя;
- невозможно тренировать Speaking;
- нет индивидуального подхода, поскольку материалы на интернет-площадках рассчитаны на широкую аудиторию.
Говорить на английском мешает маленький словарный запас. Носители языка используют 10 000—20 000 слов для повседневного общения. Это не значит, что и вы должны знать столько же, чтобы успешно взаимодействовать с иностранцами. Достаточно хорошо изучить 2 000 английских слов, что соответствует уровню Pre-intermediate.
Не забывайте и о грамматике, ведь именно она помогает составлять правильные предложения. На уровне Pre-intermediate вы должны владеть следующими грамматическими темами:
- Present Simple
- Present Continuous
- Past Simple
- Past Continuous
- Present Perfect
- Future Simple
- Will vs. Be going to
- Passive Voice
- Modal verbs
- Conditionals 0, 1 и 2
- Adjectives -ing и -ed
- Comparatives
В сети можно найти много информации по этим темам. Мы советуем обратить внимание на бесплатные материалы от онлайн-школы английского «Инглекс». Методисты школы регулярно выпускают большое количество бесплатных пособий, среди которых, например, шпаргалка «10 тем английской грамматики уровня Pre-intermediate. В ней есть подробное описание времен английского языка с примерами, объяснение условных предложений, сравнительные степени прилагательных и многое другое. Скачать шпаргалку можно по ссылке.
Если вы знаете около 2 000 слов и хорошо разбираетесь в грамматических правилах уровня Pre-intermediate, то вы готовы к общению на английском. Возможно, речь не будет безупречной, но вы сможете выразить мысли, поделиться идеями и уточнить информацию, если окажетесь за границей.
Проблема №3. Нечего сказать по теме
Еще одна проблема в любой коммуникации — непонимание, с чего начать разговор. Если в публичных выступлениях обычно помогает заранее подготовленная речь, то в спонтанных разговорах в реальной жизни такой подход не работает. Однако и здесь можно прибегнуть к небольшой хитрости, например, выучить несколько распространенных sentence starters. Такие фразы используются, чтобы начать предложение. С ними в запасе проще инициировать беседу.
Простые вводные выражения | |
---|---|
Frankly/Honestly speaking … | Честно говоря … |
As far as I know … | Насколько мне известно … |
From my perspective … | С моей точки зрения … |
In my opinion … | На мой взгляд … |
I believe that … | Я считаю, что … |
It seems to me that … | Мне кажется, что … |
Выражения для начала беседы | |
Have you ever …? | Вы когда-либо …? |
Did you know that …? | А вы знали, что …? |
What do you think about …? | Что вы думаете насчет …? |
I’ve always wondered … | Мне всегда было интересно … |
Could you tell me more about …? | Можете рассказать мне больше о …? |
I recently heard that … | Я недавно слышал, что … |
Начать разговор — это половина дела. Но как его продолжить? Спонтанная речь на неродном языке часто вызывает стресс. Чтобы свести его к минимуму, нужно тренировать навыки разговорной речи и расширять кругозор.
Упражнение Time-Tied Topic Talk
Попробуйте это простое, но эффективное упражнение. Выберите любую тему, например, фильмы ужасов. Почитайте интересные факты о теме на русском и составьте небольшой план будущей речи. Подчеркните слова, которые вы точно не знаете, чтобы найти их значение и перевод в словаре. Поставьте таймер на 7 минут и говорите на эту тему на английском до тех пор, пока не кончится время. Важно не прерываться и рассказывать все, что приходит в голову.
Как говорить по-английски без остановки? Добавляйте в монолог детали и маневрируйте грамматикой. Если ваша тема — фильмы ужасов, разбейте монолог на настоящее, прошлое и будущее.
Present: I love watching horror films. This is my favorite genre. The thrill of the unknown, the suspense that builds up, and the eventual reveal of the horror mystery — it’s all so exhilarating! I enjoy the adrenaline rush that comes with the fear, the way my heart races during tense scenes. The darkness, the weird sounds, the unexpected twists and turns — they all add to the charm of horror films.
Past: I remember the first horror film I ever watched. It was a classic, and it scared me to the point of sleepless nights. But it also sparked my interest in the genre. I started exploring more, delving into various sub-genres, from psychological horrors to slasher films. Each one had its own unique way of storytelling.
Future: I look forward to the evolution of horror films. With advancements in technology and special effects, the potential for more realistic and terrifying experiences is immense. I’m excited to see how filmmakers will use these tools to create new films that will cause nightmares. I also hope to see more diversity in horror, with stories from different cultures and perspectives.
Вступительные предложения
Невозможно быть экспертом во всех сферах жизни и иметь готовый ответ на любой вопрос. Поэтому когда особо нечего сказать, начните свою речь с таких вступительных предложений:
Фраза | Перевод |
---|---|
It’s not my area of expertise, but … | Я в этой области не разбираюсь, но … |
I haven’t given it much thought, but … | Я не задумывался над этим, но … |
I haven’t looked into it, but … | Я не изучал этот вопрос, но … |
I have never thought about it, but … | Никогда не думал об этом, но … |
I’m not really sure, but … | Я не совсем уверен, но … |
Off the top of my head … | С ходу я бы сказал … |
Just a wild guess, but … | Это просто догадка, но … |
I might be wrong, but … | Возможно, я ошибаюсь, но … |
После but вам придется продолжить предложение. Пусть это будет не ответ опытного эксперта, но зато вы будете говорить, а не молчать.
Как учить новые слова: общие рекомендации
Давайте подробнее рассмотрим, как научиться разговаривать на английском с нуля. Для этого необходимо постоянно обогащать лексикон. Выполняйте все рекомендации систематически и регулярно.
Используйте интервальное повторение. Когда учите новое слово, повторяйте его несколько раз в течение дня. Затем — на следующий день, через два дня, неделю и так далее. Это называется методом интервального повторения. Его преимущество в том, что мозг отдыхает между подходами. Так укрепляются нейронные связи, ответственные за запоминание информации. Когда вы возвращаетесь к слову после перерыва, мозг должен вспомнить его и усилить эти связи.
Сразу вводите новые слова в речь. Когда узнаете новое слово, старайтесь как можно скорее применить его на практике: в диалоге с преподавателем, письменном задании или повседневной речи. Использование нового слова в реальном контексте помогает лучше его запомнить.
Используйте ассоциации. При изучении новых слов попробуйте связать их с чем-то знакомым или смешным. Это может быть картинка, история или песня. Ассоциации помогают мозгу легче и быстрее запоминать информацию.
Практикуйте чтение на английском. Чтение книг, статей, блогов на английском языке помогает часто видеть новые слова в контексте. Выбирайте материалы для чтения, которые вам интересны, чтобы процесс был не только полезным, но и приятным.
В этом видео еще несколько лайфхаков по изучению новых слов:
Какие слова учить в первую очередь
Чтобы эффективно вести диалог на английском, нужно понимать собеседника и делать все возможное, чтобы вас тоже понимали. Рассмотрим самые важные слова.
Слова-реплики, чтобы поддерживать разговор:
What a pity! — Как жаль!
That’s interesting! — Это интересно!
I see your point. — Я понимаю вашу точку зрения.
Could you please repeat that? — Не могли бы вы повторить?
I totally agree. — Я полностью согласен.
I’m not sure about that. — Я не уверен в этом.
Let’s change the subject. — Давайте сменим тему.
That’s a good question. — Хороший вопрос.
I have no idea. — Понятия не имею.
Come again? — Что-что? Повтори.
Готовые словосочетания, которые часто используются в повседневной речи:
to make a cup of coffee — приготовить чашку кофе
to have dinner — ужинать
to take a shower — принять душ
to go for a walk — пойти на прогулку
to do the laundry — стирать белье
to read a book — читать книгу
to watch a movie — смотреть фильм
to listen to music — слушать музыку
to go shopping — идти за покупками
to meet a friend — встретиться с другом
Фразы, которые помогают выразить мысль:
By the way … — Кстати …
As far as I know … — Насколько я знаю …
In my opinion … — По моему мнению …
On the other hand … — С другой стороны …
I’m looking forward to … — Я с нетерпением жду …
It’s worth mentioning that … — Стоит отметить, что …
I’d like to point out that … — Я хотел бы указать, что …
To cut a long story short … — Короче говоря …
Слова, элементы которых вам уже известны:
widespread — широко распространенный (wide — широкий, to spread — распространять)
background — фон, задний план (back — назад, ground — земля)
to understand — понимать (under — под, to stand — стоять)
to overcome — преодолеть (over — над, to come — приходить)
afternoon — после полудня (after — после, noon — полдень)
to foresee — предвидеть (fore — перед, to see — видеть)
a toothbrush — зубная щетка (tooth — зуб, brush — щетка)
a firefighter — пожарный (firev— огонь, fighter — борец)
sunset — закат (sun — солнце, set — садиться, заходить)
breakfast — завтрак (to break — ломать, fast — быстро)
a rainbow — радуга (rain — дождь, bow — бант)
Как превратить пассивный словарный запас в активный
Важно не рассчитывать на сверхбыстрые результаты. Делайте все постепенно и закрепляйте изученную лексику как можно чаще.
Активный словарный запас — это результат работы мозга с языковой информацией. Когда мы учимся новому, в мозгу формируются нейронные связи. Каждый раз, когда мы используем изучаемое слово, связь между соответствующими нейронами усиливается, поэтому в будущем это слово вспоминать легче. Также мозг создает ассоциации — связи между различными идеями и концепциями. Мы часто связываем новые слова с уже известной информацией или опытом. Например, слово an apple (яблоко) мы можем ассоциировать с его цветом, вкусом или образом.
Три этапа работы с языковой информацией:
- Запоминание. Мозг «включает» память и создает связи между новыми словами и их значениями.
- Повторение. Мозг лучше запоминает информацию, если вы регулярно ее повторяете. Лучше всего делать это разными способами: писать, говорить, слушать и читать.
- Закрепление. Вы на практике используете новую лексику и помогаете мозгу сохранить информацию в долгосрочной памяти.
Как понять, что у вас слишком мало слов в активном запасе
✔ Вы понимаете слова на слух, но затрудняетесь использовать их в речи. Вам трудно подобрать нужные слова, чтобы выразить мысли.
✔ Вы без проблем читаете на английском языке, понимаете смысл текстов, но когда нужно говорить спонтанно и без подготовки, возникают сложности.
✔ Вам сложно поддерживать разговор, даже если хорошо понимаете, о чем говорят другие собеседники.
✔ Вы можете перевести текст с помощью словаря, но затрудняетесь сформулировать тот же текст самостоятельно.
✔ Если вы много читаете и слушаете на английском языке, но редко говорите на нем, то ваш словарный запас формируется неравномерно: пассивных слов гораздо больше, чем активных.
Как решить эту проблему
Переход от пассивного словарного запаса к активному — это процесс, который требует времени, практики и терпения. Это не происходит за один день. Продолжайте учиться, тренироваться и использовать изученную лексику как можно чаще. Вы увидите, как активный словарный запас растет. Рассмотрим несколько советов, которые помогут ускорить этот процесс.
Играйте в разговорные игры. Например, «20 вопросов», где один игрок загадывает слово, а второй должен задать максимум 20 вопросов, чтобы отгадать это слово. Затем игроки меняются местами.
Еще одна игра — «Ассоциации». Один игрок называет слово, а другой должен назвать 5 слов, которые ассоциируются у него с загаданным словом. Например, если первое слово — a book (книга), то ассоциации могут быть такими: a library (библиотека), pages (страницы), to flip through (перелистывать), a bookworm (книжный червь), a page-turner (интересная, захватывающая книга).
Выбирайте лексику для повторения каждый день. Если есть слова, которые вы никак не можете начать использовать, выпишите их на бумагу или в заметки. В течение дня намеренно старайтесь употреблять эти слова в устной и письменной речи, чтобы перевести их из пассивного запаса в активный. Например, собираясь в магазин, составьте список покупок на английском языке: a carton of milk (пачка молока), a loaf of bread (буханка хлеба), a box of juice (упаковка сока), a roll of toilet paper (рулон туалетной бумаги), a tube of toothpaste (тюбик зубной пасты). Когда готовите обед или ужин, используйте английские названия ингредиентов и приборов. Комментируйте действия во время готовки: I need to chop the onions and garlic, then sauté them in a pan (Мне нужно нарезать лук и чеснок и обжарить их на сковородке).
Подробнее читайте в статье «Как активировать пассивный словарный запас английского языка».
И напоследок напомним о важном. Всегда ищите возможности для спонтанного общения. Чем больше вы практикуете разговорные навыки в естественных условиях, тем быстрее пассивный словарный запас станет активным, а страхи и неуверенность исчезнут. Работа с учебниками и разыгрывание диалогов не заменят живое общение, поэтому чтобы научиться говорить на английском, нужно говорить. В этом вам поможет разговорный клуб английского Skills. Там вы узнаете, как свободно говорить на английском в неформальной обстановке, сможете применить знания на практике и улучшить разговорные навыки.